22.11.2003 // Word Order // by Natalya Belinskaya

Повествовательное предложение. Общие случаи

Сегодня мы поговорим о вещи, на которую люди, начинающие изучать английский, редко обращают внимание. А зря! Потому что, не зная особенностей построения английского предложения, можно даже со словарем запутаться в трех соснах — вернее, в трех словах. И за примерами далеко ходить не надо.

Children see dogs. Dogs see children.

Note: здесь можно долго спорить об употреблении артиклей, причем все будет зависеть от того, какая ситуация имеется в виду, определялись ли в ней дети, упоминались ли собаки, рассчитывались ли они на "первый-четный", а также от того, был ли кто-либо покусан или поглажен. Тем не менее, хотелось бы призвать почтенную публику сконцентрировать свое внимание именно на порядке слов в предложении, а к артиклям мы пока подойдем "классическим путем": неопределенное действо — неопределенные артикли (а в данном случае — их отсутствие из-за множественного числа).

Ну, есть "дети", "собаки" и действие — "видеть". А вот кто кого видит? Кто не догадался своевременно, может быть покусан. Теми самыми бдительными собаками.

Сложность подобной грамматической ситуации для русскоязычного человека состоит в том, что... русский — очень богатый язык. В данном случае речь идет о наличии в нем большого числа падежных окончаний, которые помогают нам сориентироваться во взаимоотношении членов предложения. В английском же, как и во многих других языках, таких выручалочек нет.

Дети видят собак. Собаки видят детей. Видят собаки детей. Собак дети видят.

Можно продолжать "игру в слова" — а смысл останется неизменным. В английском же предложении главный (то есть "кто? что?" — подлежащее) — тот, кто успел вырваться на первое место. За ним гордо шествует сказуемое ("что делает? что сделал? что будет делать?"), без которого подлежащее останется просто шишкой на ровном месте, а дальше уже дисциплинированно, по ранжиру, следуют дополнения (причем сначала те, которые в предлогах не нуждаются, а потом уже предложные), обстоятельства — образа действия, места, времени... Впрочем — стоп! Вот обстоятельства времени как раз могут забегать в самое начало "колонны" — или плестись в ее хвосте. Такие уж они любители крайностей — двуликие, как бог Янус...

Но вернемся к нашим баранам... То есть собакам. И детям, конечно. Итак, кто на первом месте, тот и совершает действие:

Children see dogs.Дети видят собак.
[ПОДЛЕЖАЩЕЕ + СКАЗУЕМОЕ + ДОПОЛНЕНИЕ]

Dogs see children.Собаки видят детей.
[ПОДЛЕЖАЩЕЕ + СКАЗУЕМОЕ + ДОПОЛНЕНИЕ]

"Э, нет! — скажете вы. — Все не так просто. А если дети маленькие, а собаки большие, куда же эти отличительные признаки деть? В самый конец предложения, что ли?"

Ни в коем случае! Дело в том, что определения ("большие", "маленькие" и пр. — в общем, "какие?") не имеют особого смысла без определяемого слова. Поэтому они от него — ни на шаг. То есть в тех случаях, когда они есть, мы можем говорить не о подлежащем и дополнении, а о группе подлежащего и группе дополнения:

Little children see big dogs.Маленькие дети видят больших собак.
[ГРУППА ПОДЛЕЖАЩЕГО + СКАЗУЕМОЕ + ГРУППА ДОПОЛНЕНИЯ]

Но для краткости мы будем опускать слово "группа" — надеемся, оно на нас не обидится.

Более того: даже если бы в одном предложении все наши действующие лица и увиделись, и установили определенные взаимоотношения, то есть предложение получилось бы сложным, то в его отдельных частях порядок слов был бы таким же, как и в простых предложениях, только перед одной из частей шло бы какое-то "связующее звено":

Little children see big dogs,
[ПОДЛЕЖАЩЕЕ + СКАЗУЕМОЕ + ДОПОЛНЕНИЕ] and the dogs see the children.
[ПОДЛЕЖАЩЕЕ + СКАЗУЕМОЕ + ДОПОЛНЕНИЕ]

Little children see big dogs,
[ПОДЛЕЖАЩЕЕ + СКАЗУЕМОЕ + ДОПОЛНЕНИЕ] when the dogs see the children.
[ПОДЛЕЖАЩЕЕ + СКАЗУЕМОЕ + ДОПОЛНЕНИЕ]

Итак, общая схема:

Подлежащее Сказуемое Группа дополнения
(вопросы всех падежей, кроме именительного)
Группа обстоятельства
(кто? что?) (что делал? что делает? что будет делать?) Без предлога (кому? чему? кого? чего? кем? чем?) в косвенном (объектном) падеже С предлогом (о ком? о чем? для кого? для чего? с кем? с чем?) Образа действия (как?) Места (где? куда?) Времени (когда?)

А теперь потренируемся на более распространенных предложениях. Постараемся сразу выстроить "по ранжиру" как можно больше их членов. Как, например, сказать "он на прошлой неделе чудесно играл на рояле у Лизы" на английском языке — так, чтобы нас поняли не только мы сами, но и англоговорящие люди? Помните "золотое правило" очередности всяческих обстоятельств... Нет, не жизненных (с ними все понятно: полоса темная — полоса светлая), а грамматических: образ действия — место — время. Итак, набрали побольше воздуха в легкие — и:

[ПОДЛЕЖАЩЕЕ] — он
[СКАЗУЕМОЕ] — играл
[ДОПОЛНЕНИЕ] — на рояле
[ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ] — чудесно
[ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МЕСТА] — у Лизы
[ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ] — на прошлой неделе.

He played the piano nicely at Liz's last week.
Или:
Last week he played the piano nicely at Liz's.
Или...

А о других "или" (не волнуйтесь — их много!) мы поговорим в следующий раз.

А пока потренируйтесь, если будет желание: поставьте слова в нужном порядке. "Ключ" появится все в тот же раз — следующий. :-)

  1. about the coming elections, on television, tell, every day, announcers, audience
  2. to the edge of the platform, to stand, used, he, too close
  3. English, at school, hard, these nice girls, study
  4. she, fluently, but, a little, knows, the secretary, Russian, German, speaks
  5. every time, when, turns pale, he, the student, the University, approaches
Share

Advertisement

Leave a Comment

Newsletter

Вы еще не подписаны на нашу рассылку? Самое время сделать это!

Fluent English Newsletter

FLUENT ENGLISH
Powered by Subscribe.ru

Advertisement

About

Добро пожаловать на сайт образовательного проекта FLUENT ENGLISH! Здесь вы найдете все, что вам потребуется для изучения и “узнавания” языка интернационального общения. Каждый выпуск нашей рассылки, каждый пост в блоге — небольшой, но качественный вклад в вашу копилку английских знаний и умений. Грамматика, лексика, пословицы, шутки, интересности, хитрости, полезности и многое другое — в архиве выпусков или прямо в онлайне. А ответы на возникающие вопросы вы можете получить, комментируя статьи нашего блога.